Термины
Обрядовые значения некоторых терминов

Алкоголь - человек принявший алкоголь, недоступен влиянию злых сил. Алкоголь относят к "твердой пище" - "крепкому напитку". Употребив твердую пищу человек "сделается твердым", "укрепляется", выражает свою твердую позицию, согласие. Во время свадебного обряда пӱрӧ – пиво преподносится в ковше – является примером добродушия и гостеприимства.

Баня - ритуал очищения. Баня обязательный этап в переходных моментах жизни марийца, находящегося в переходном положении: ребенок появляется на свет в бане и первые три дня его моют там же, и перед уходом в мир иной покойника обязательно моют в бане. Также в баню обязательно ходят перед молением. Традиционно после бани надевают чистое и белое, тем самым подчеркивая обновленность, очищенность.

Веник – имеет силу изгонять нечистую силу и сметать порчу. Веник наделен демоническими и оберегающими свойствами, так как является банной утварью (нечистое место).

Вода – имеет функцию очищения. В воде все растворяется, всякая «форма» разрушается, всякое прошлое упраздняется, ничто из того, что прежде существовало, не сохраняется.

Голова – ношение головного убора замужней женщиной имеет магическое и социальное значение. Социальное значение возникает из обычаев полового табу, когда после заключения брака «половые отношения считаются допустимыми только между состоящими в этом браке лицами и социально-жизненная роль определялась лишь материнством». Другими словами, женский головной убор маркер социального статуса. Покрытие маркирует принадлежность, теперь только муж мог видеть волосы жены, локти, колени и босые ступни. Магическое значение покрывания волос основывается на представлениях о необходимости защищаться от сглаза, оберегать и прятать волосы, в противном случае пугали тяжелыми родами.

Каша – форма хлебной пищи, фиксирует переходные моменты, рубеж между старым и новым, употребляется во время свадьбы, похорон, поминок.

Кнут - – оҥгыркнут, на который навешены колокольчики, яркие ленты. Этот кнут в течение всей свадьбы Саус должен сотрясать издавая звуки. Во времена умыкания невест, он имел несколько функции: погонять непокорную невесту и понукать лошадей и раздавать звуки, отпугивающие зло, то есть в целом, для «поддержания порядка», но также это инструмент для приведения невесты в переходное состояние посредством унижения - символическим ударение кнутом.

Кольца - Обмен кольцами на свадьбе означает в силу формы кольца символизирующее бесконечность, целостность и единство, выступает как часть процесса дарообмена, совершаемого в течение всего свадебного ритуала, который в свою очередь символизирует налаживающийся контакт и единение.

Обход стола по солнечному кругу три раза – Троекратность данного действия связана с языческими представлениями о цифре три, как о нечетном числе, символизирующим движение, жизнь, незаконченность и, следовательно, воспринимается как счастливое число. Обход вокруг какого-либо предмета: 1. Акт связывания, очищения, приобщения, оплодотворения, предохранения или защиты; 2. Суаным тарватат – букв. двигают свадьбу, означает начало.

Подушка, на которую должны встать молодожены (ранее была шкура). Шкуру связывают с детородной функцией женщины. Шкура животного символизирует принцип избыточности, материализуемый в животном или в его шкуре. Невеста, вступающая в дом жениха, не имеющая детей, символизирует принцип недостачи, тогда как муж, стоящий рядом, должен ликвидировать эту недостачу. Шкура выступает залогом того, что именно этот мужчина лишит эту женщину ее «социальной недостачи». Вместо шкуры многие используют подушку, на которую должны встать молодые, спускаясь с коляски, с посылом, чтобы совместная жизнь была мягкой. Пух в подушке – своеобразная «шкура» птиц.

 Пища - это «показатель групповой идентификации», то есть, посредством передачи гостинцев происходит включение (объединение) в родственные связи, происходит исполнение «обряда социального включения» в новые социальные статусы всего коллектива.

Полотенце -  свадебное полотенце, (длиной 2-3 метра) символизирует из-за качества протяженности как долгую совместную жизнь, так и узы, соединяющие молодых. Держание за полотенце исключает соприкосновение голыми руками – чтобы «голо» не жили.

Порог - граница своего и чужого пространства, именно под ним обитают "духи родовой религии", в данном понимании он представлен у всех народов. Класть на порог монету - ритуал приобщения, включения в род хозяев дома, означает задабривание предков дома и родовых духов. Отголоски того, что порог некогда был предметом поклонения и жертвоприношения присутствует и сегодня, так, через порог нельзя здороваться или передавать что-либо через порог, нельзя сидеть на пороге.

Приметы на дороге связаны с распространением веры в существование духов дорог; в то, что души грешников, души заложных покойников блуждают около дорог. Встреча двух свадеб на дроге или лай деревенских собак при выезде из деревни свадебного поезда сулит недоброе: какая-либо пара из них разведется, либо брак закончится несчастным случаем. Предзнаменованием плохого считались нечаянные встречи с различными людьми или животными на дороге. Если дорогу перебежит кошка – к несчастью. На дороге произойдет что-нибудь: сломается телега, падет лошадь, в пути будет драка.

Рубашка – неотъемлемая часть костюма из-за своего непосредственного контакта с телом имеет значение защиты и укрепления. Подарить рубашку означает пожелание крепости, силы. Принятие подарков отцом от невесты означает возложение на себя и на своих родственников обязательств перед невестой и включения ее в свой род.

 Хлеб - символ радушного гостеприимства, достатка и изобилия. Хлеб - основной вид пищи в крестьянской семье во многих культурах, поэтому он часто ассоциируется с жизнью. Совместный прием пищи - процесс "отвердения человеческого организма". Посредством совместного вкушения пищи определяется общность. В обряде совместного приема пищи используется испеченных хлеб, то есть твердая пища, тем самым подчеркивается твердость намерений. Благодаря этим качествам хлебу приписываются функции защиты от сглаза и порчи, то есть съел - укрепился и стал недоступен злому воздействию. Хлеб в культуре имеет также и юридическую силу, раньше клятву приносили, вкушая хлеб, и до сегодняшнего дня этот обычай существует, когда хотят доказать свою правоту - в руках держат хлеб. Употребление хлеба в свадебной церемонии также являет собой «юридическое» оформление брака.


Термины

Бесермяне (самоназвание — бесерман; удм. бесерман) — финно-угорский народ в России, огарниченно проживающий на северо-западе Удмуртии. Говорят на наречии удмуртского языка, в общем близком к южным говорам удмуртского языка.

Бобыли - в Русском государстве XV — начала XVIII вв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела (бестягольный, нетяглый, т.е. не несущий государственных повинностей). Назывались также «кутниками»; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей. В просторечии бобыль — обнищавший, одинокий, бездомный человек. Бобыль платит необременительный бобыльский ясак.

Государственные крестьяне - особое сословие в XVIII—XIX века в России, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя и прикреплёнными к земле. Но данное понимание их статуса является ревизионистским, ибо невозможно быть свободным человеком, будучи "прикрепленными" к земле, т.е. крепостными, не имеющих права передвижения, за исключением, с работы домой и обратно и в гости к родне и соседям по воскресеньям после посещения в обязательном порядке местной деревенской церкви. Крепостная зависимость государственных крестьян отличалась от крепостной зависимости тех, кто был собственностью помещиков, лишь тем, к кому они принадлежали: царю или его элитным холопам помещикам, служившим царю. При этом, необходимо помнить, что первоначально, при Петре, боровшемся с экономической и политической независимостью бояр, помещики владели, пользовались, но никоим образом не распоряжались данными им императором крестьянами на время служения ему, а по статусу были теми же государственными, т.е. царскими холопами, данных во временное пользование новому, зависимому от царя классу "новой элиты", полностью зависимой экономически от свого благодетеля императора.

Вотчинник - земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова "отчина", то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX-XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре - наследники прежней родоплеменной верхушки.

Десятина земли - единица площади в России до 1918 года, равная 1,0925 га.

Игрища - это собрание молодежи для игр, танцев и других развлечений. В широком смысле слова игрища рвнозначно понятию хоровод. Игрище - один из видов общения крестьянской молодежи в свободное от работы время под открытым небом, в специальном для этого предназначенном или произвольно выбранном месте.

Карт, Кумалтыш павай - марийский жрец.

Мужчина - глава семьи в патриархальном обществе, единолично принимает все важные для семьи решения.

Мурза - это высший слой тюркского дворянства. В России это были князья. Известно, что многие крупнейшие дворянские роды России, в том числе княжеские, гордились тем, что происходят от знатных татарских родов Золотой Орды и её наследников — различных татарских ханств и княжеств.

Патрономия - это группа родственных, выделившихся из большой семьи, малых семей. «Характерная ее особенность – наличие хозяйственных связей между входившими в нее семьями, локальное единство, память об общем происхождении от одного предка, совместное выполнение различных обрядов и празднеств».

Помело - инструмент для выметания из печи золы. Представляет собой длинную ручку с прикрепленным на конце связку из ветоши или мочалы.

Припущенники - представитель группы населения Башкирии в XVII—XX веках, состоявшей из безземельных башкир, татар, чувашей, мари и других народностей, которые переселялись на землю коренных владельцев (в основном башкир). Припущенники селились на землях, принадлежавших башкирским общинам (результатом присоединения башкир к России было наделение их вотчинным правом на землю).Неоднородность социального происхождения припущенников, включавших представителей татарской и мишарской знати, приводила к различным условиям поселения: от допуска в общину с совладением общинной землей до отношений близких к феодальной зависимости с вносением оброка. Земли, выделенные припущенникам, назывались «припущеничьи земли». В 1736 году припущенникам передали во владение земли, на которых они проживали, и освободили от уплаты оброка башкирам. Однако, споры с башкирами о землепользовании продолжились. В конце XVIII века часть припущенников была причислена к неподатным служилым людям, а в 1863 году по правам была приравнена к государственным крестьянам.

Пятницаарня кече, кугарня – большая неделя, соответствует воскресенью у русских. Выходной день, «Яко великий день в неделе, в которой они и никакой работы не отправляют».

Ревизия - (от позднелат. revisio - пересмотр), в России 18?19 вв. перепись податного населения. Всего было 10 ревизии. Замена подворного обложения в 1-й четверти 18 в. подушной податью потребовала персонального учёта податных сословий (крестьяне, мещане, купцы). Подобный учёт получил название «Р.», т. е. проверка, и проводился периодически по назначению правительства. Единицей учёта мужского населения стала «ревизская душа», которая в ходе Р. вносилась в именные списки - ревизские сказки. Р. учитывали также и большую часть неподатного населения (духовенство, ямщики, отставные солдаты и др.). Всей территории Российской империи Р. не охватывали; они не проводились, в частности, в Польше, Финляндии и Закавказье. Часть неподатного населения (дворяне, чиновники) большинством Р. не учитывалась. Личный состав армии и флота, а также иностранцы Р. не подлежали. Ряд Р. (1-я, 2-я, 6-я) не регистрировал женское население. Но в среднем доля населения, не охваченного Р., не превышала 5% всех жителей страны. Всего было проведено 10 Р. (1-я - 1719, 2-я - 1744-45, 3-я - 1763, 4-я - 1782, 5-я - 1795, 6-я - 1811, 7-я - 1815, 8-я - 1833, 9-я - 1850, 10-я - 1857).

Татары-кряшены - Крещенные татары

Татары-мишари - разновидность татар Среднего Поволжья и Приуралья. Разговаривают на мишарском диалекте татарского языка.

Тептяри – отверженный, изгой, бывший общинник, вышедший по какой-либо причине из своей общины и сословия. Известны следующие упоминания тептярей в документах: в 1631—32 гг. тептяри, как и бобыли платили подворный ясак и 4 коп. подымных (с каждого дома) денег; в 1734 г. проводится перепись тепярей и бобылей и формируется сословие; в 1747 г. тептярский ясак (сбор пушнины) был заменен подушным налогом. В контексте сайта тептярями могли быть как татары, так и марийцы и чуваши.

Черемисы - так называли марийцев до 19 века.

 

 

 


 

© 2012 Шаранские марийцы. Все права защищены.

Разработка сайта MD.