Сватовство - сорасымаш

Сорасымаш – акт сватовства, состоит из келшымаш – договора, удыр йуктымаш – напоение девушки, шергашым вашталтыме – обмен кольцами.

Сватовство, это последний этап на пути к свадьбе, когда регулируются все нюансы и начинают исполняться полномасштабные магические обряды, способствующие как защите, включению так и благополучному прохождению обряда перехода – свадьбы. Так как сватовство происходит в доме девушки, то при входе в дом, жених проводит ритуал приобщения, включения в род невесты – он «кладет на порог монету».

В доме, отец невесты оказывает почести жениху и пришедшим с ним, посредством хлеба и угощений.

«Встретив жениха, он тотчас нарезал ломтиками хлеб и намазывал маслом. Жених брал ломтик и подавал его невесте, которая, откусив, передавала его отцу. От него ломтик переходил к невесте, а та возвращалаего к жениху, который съедал оставшийся кусочек».

Значение данного действа: отец невесты благословит посредством хлеба молодых. Жених, выражая твердость намерения, передают кусок невесте, которая в свою очередь, выпрашивая разрешение у отца, передает ему. Вкусив переданный ломтик хлеба, отец, выражает согласие и «говорит» об этом невесте, возвращая ей ломтик. Невеста, в свою очередь, передает жениху, тем самым «говоря» о добровольности ее решения. Таким образом, хлеб здесь выступает в благословляющей и связующей основных участников ритуала функциях. Поэтому употребление хлеба в свадебной церемонии являет собой также и «юридическое» оформление брака.

С целью включения и объединения с родом невесты, жених приходил на сватовство с хлебом, вином (пÿрö – брага, водкой) и, по состоятельности, с другими гостинцам. Алкоголь на этом этапе был важен для проведения домашнего обручения - ÿдыр йÿктымаш (букв. напоение девушки). Испитие девушкой, а потом и всех присутствующих, принесенного женихом вина означало в первую очередь согласие девушки выйти замуж. Но в тех случаях, когда девушка была не согласна выйти замуж, ее силком заставляли выпить, или даже родители вливали силком немного жидкости. Испитие невестой алкоголя на данном этапе символизирует ее согласие, при котором определяющим оказывается не внутренние позывы, а действие. До появления водки марийцы употребляли либо пÿрö – брагу, либо самоваренное пиво – слабоалкогольный напиток.

Помимо выражения согласия невестой, она, одаривая жениха и его родственников, как бы вручает им себя посредством собственноручно изготовленных вещей. Вещи, изготовленные женщиной, содержат ее труд, душу, чувства и могут благоприятно воздействовать на владельца. Так, повязанное невестой жениху полотенце, длиной 2-3 метра символизирует из-за качества протяженности как долгую (совместную) жизнь, так и узы, соединяющие молодых. Отцу жениха невеста дарила рубашку – неотъемлемая часть костюма, из-за своего непосредственного контакта с телом имеет значение защиты и укрепления. Стоит обратить внимание на два факта: во-первых обе вещи соприкасаются с телом, рубаха непосредственно, а полотенце накидывают на плечи, перекрещивают на груди и повязывают на боку. Во-вторых, получатели этих вещей мужчины - нынешний глава семьи и будущий, готовящийся им стать. Смысл этих подарков заключается в изъявлении согласия и пожелания крепости (силы) тем, от которых в дальнейшем будет зависеть невеста. Наиболее полно раскрывает эти смыслы рубаха, поэтому иногда невеста одаривала рубахой и жениха, некоторые невесты отправляют также платье матери жениха. Приняв подарки, жених и отец клали деньги на каравай хлеба или масло, тем самым выражая благодарность невесте. Принятие подарков женихом и отцом означает возложение на себя и на своих родственников обязательства перед невестой и включения ее в свой род.

После выражения согласия девушки войти в новую семью, совершается индивидуальное единение с будущим мужем - обмен кольцамишергаш вашталтыме. Обручение происходило над хлебным караваем. Это обручение могло сопровождаться благословением отцов молодых или специально приглашенного муллы (жрец у восточных марийцев, в других группах мари – карт). В знак своего согласия молодые трижды откусывали освященный молитвой хлеб. Обмен кольцами, уже в силу формы кольца символизирующее бесконечность, целостность и единство, выступает как часть процесса дарообмена, совершаемого в течение всего свадебного ритуала, который в свою очередь символизирует налаживающийся контакт и единение.

_______________________________________________________________________

<--Смотрины
-Свадьба-
Калым-->

Интересная статья? Поделись ей с другими:


 

© 2012 Шаранские марийцы. Все права защищены.

Разработка сайта MD.